Музыкальное творчество А.С. Даргомыжского (лекция)

Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая1856 года в Петербурге. В 1844 году Даргомыжский выезжает за границу. Находящееся в Туле музыкальное училище с 1958 г. носит имя А. С. Даргомыжского. А.С. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии.

Александр Даргомыжский родился 2 февраля (по нов.ст. Исследователь установил, что Александр Даргомыжский появился на свет в сельце Воскресенское (приход села Старый Роскотец, ныне Архангельское) Чернского уезда Тульской губернии]. В итоге сын А. П. Ладыженского стал Сергеем Николаевичем Даргомыжским (новую фамилию он получил по названию имения отчима Н. И. Боучарова).

В том же 1813 году, после изгнания из России наполеоновской армии и через несколько месяцев после рождения сына Александра, семья Даргомыжских вернулась из Тульской губернии на Смоленщину. В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование.

Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов.

Музыкальное творчество А.С. Даргомыжского (лекция)

Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Даргомыжский задумывает написать новую оперу, однако в поисках сюжета отвергает сначала «Полтаву» Пушкина, а затем и русскую легенду о Рогдане. Композитор вновь едет в Европу, посещает Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки».

По его завещанию, «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского — «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине».

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все — начало 1860-х). Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору. Постановлением № 896 от 27 октября 1995 г. Правительства г. Москвы Детской музыкальной школе № 50(по ул. Цандера, д.7) присвоено имя А. С. Даргомыжского.

На автодороге Вязьма — Темкино, перед посёлком Исаково, в 2007 году установлен автодорожный указатель, показывающий дорогу в бывшее имение А. С. Даргомыжского — Твердуново.

Будаев Д. И. Страничка из биографии композитора А. С. Даргомыжского // Смоленский край в истории русской культуры.- Смоленск,1973. Александр Сергеевич Даргомыжский — первый русский композитор, продолживший основные творческие принципы М.И. Глинки.

Первым представителем «критического реализма» в музыке явился Даргомыжский. Даргомыжский в своем творчестве был близок к передовым писателям — Пушкину, Гоголю, Лермонтову. Велико было воздействие на будущего композитора творчества М.И. Глинки.

В формировании мировоззрения Даргомыжского также исключительную роль сыграл А.С Пушкин. Музыке Даргомыжский начал обучаться с 6 лет. Основы фортепианного исполнительства дал его первый учитель Данилевский — талантливый и образованный музыкант. Позже Даргомыжский стал обучаться игре на скрипке, а также брал уроки пения. В 10 лет мальчик начал сочинять рондо, романсы, вариации.

Большим событием в жизни и творчестве Даргомыжского было знакомство с Глинкой в 1834 году. Несмотря на разницу в возрасте, 9 лет, молодые музыканты подружились

К этому времени Даргомыжский был автором многих сочинений для скрипки, фортепиано, романсов, квартетов. Сочинение «Ивана Сусанина» — первой русской оперы происходило на глазах Даргомыжского.

Высокого художественного мастерства достиг Даргомыжский в группе романсов на слова Пушкина — «Я вас любил», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Шестнадцать лет» и других. В 1843 году в печати выходит первый его сборник романсов и песен. Романсы принесли ему известность. К концу 30-х годов относится первая симфоническая пьеса Даргомыжского «Болеро».

За границей у Даргомыжского, как и у Глинки в Италии, обострилось чувство родины, его потянуло в Россию, ему захотелось писать русскую музыку. В 1845 году он возвращается на родину. С романсов на стихи Лермонтова начинает развиваться критическое направление в творчестве Даргомыжского.

Признание Даргомыжского как композитора вызвало в нем прилив- творческой энергии. С большим подъемом он работает над оперой «Русалка», которая была окончена в 1855 году. Ее постановка состоялась в 1856 году. Опера не имела успеха. Конец 50-х годов в жизни Даргомыжского связан с активной работой в сатирическом журнале «Искра».

В это же время Даргомыжский занимается просветительской деятельностью, являясь членом комитета Русского музыкального общества. Он побывал в Лейпциге, Париже, Брюсселе, Лондоне. Особенно-восторженно его встречали в Брюсселе, где были исполнены увертюра к опере «Русалка» и симфоническая пьеса «Казачок». Пришедшая в театр в 60-е годы новая демократически настроенная молодежь восторженно приняла оперу. Даргомыжский получил на родине полное признание.

В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, с которым связана вся жизнь композитора. Даргомыжский весь в нестройности. В 1853 году был устроен большой концерт из произведений Даргомыжского, который прошел с большим успехом. Как композитор Даргомыжский был самоучкой. 30-40-е годы — первый период творчества Даргомыжского. Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля.

Послушать еще: